ПРЕДМЕТ СОЦИОНИКИ
Зачастую человек гордится своей родословной,
совершенно не желая познавать истоки
индивидуальной сущности.
Концепция соционики была сформулирована литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичуте в 70-х годах. И только в 1995 году Российская Академия Естественных Наук признала основополагающий труд А. Аугустинавичуте «Теорию информационного метаболизма» фундаментальным открытием на грани естественных и гуманитарных наук – кибернетики и психологи, информатики и социологии. Соционика базируется на современной научной методологии – системно-информационном подходе и методе моделирования.
Человеческая психика – это сложная система, позволяющая человеку взаимодействовать с внешним миром и выживать в нем. Здоровая психика способна адекватно и вовремя реагировать на воздействия окружающей среды. Она отражает окружающую действительность, формируя в сознании (или в подсознании) психический образ, с помощью которого человек регулирует свое поведение. Всякое воздействие окружающей среды – природной и социальной – требует адекватной и своевременной ответной реакции, которой предшествует некий внутренний образ или опережающее отражение. Мы можем определить психику как систему регуляции нашего поведения на основе опережающего отражения. Соционика постулирует, что взаимодействие психики человека с окружающим миром и другими людьми происходит на информационном уровне. Таким образом, психика является естественной информационной системой.
А. Аугустинавичуте удалось построить модель природной основы психики человека, которая достаточно убедительно объясняла те особенности мышления, восприятия и поведения конкретного человека, которые объединяют его с некоторыми другими людьми и отличают его от всех прочих людей. Одним словом, речь идет о типе природной информационной структуры психики. Данный тип психики как некий способ информационного обмена дан человеку потенциально с момента его рождения и проявляется в процессе жизненного опыта. Как, например, дана человеку потенциально с рождения способность к овладению речи, физиологически присутствующая в коре головного мозга в виде речевых зон. Но способность овладеть речью, как и тип психики, могут проявиться, только если индивид живет и развивается в социальной, естественной для человека среде, т.е. среди людей. Тип психики является тем природным базисом, тем фундаментом, над которым надстраивается вся структура личности, обусловленная ее жизненным опытом.
Предпосылками создания соционики явились, прежде всего, положения швейцарского психолога и психотерапевта Карла Густава Юнга о сильных и слабых психических функциях, а также его гениальная находка о четырех полярных (дихотомических) первоосновных или базисных свойствах личности, которые легли в основу типологии личности, разрабатываемую великим психологом. Юнг выделил две дихотомические психические функции – мышление-чувство и ощущение-интуиция, базовую установку личности – экставерсия-интроверсия и основной способ восприятия реальности – рациональность-иррациональность. Если один полюс дихотомии сильно выражен у человека, то другой не отсутствует вовсе, а просто имеет гораздо меньшую выраженность. Это позволяет говорить о сильной и слабой психических функциях, о доминантной и субдоминантной установках личности, и о ведущем и подчиненном способах восприятия действительности. Причем, если у человека в качестве сильной функции выступают так называемые решающие психологические функции – либо мышление, либо чувство, – то способ восприятия реальности у него рациональный, а если сильной функцией будут воспринимающие функции – ощущение или интуиция, то у него иррациональный способ восприятия. Скажем, если у конкретного человека сильная психическая функция – мышление, а слабая, соответственно, – чувство, доминантная установка – экстраверсия, то мы можем говорить об экстравертном мыслительном типе (в юнговской, а затем и в соционической типологии признак рациональность-иррациональность подразумевается, но не произносится). Таким образом, Юнг выделил всего восемь типов личности (см. ниже таблицу «Психологические типы К. Г. Юнга»).
Впоследствии Юнг пришел к выводу, что человек обладает не одной, а двумя сильными функциями: одна основная, представляющая инерционную часть личности, а другая гибкая, определяющая изменчивую часть личности. Поэтому в рамках одного типа он выделил два подтипа. |