ВСТУПЛЕНИЕ
Основная цель предлагаемого вашему вниманию курса лекций – популяризация в соционике физиологической модели В. Л. Таланова, модели Т. При серьезном изучении модели Т становятся ясны ее преимущества перед классической соционической моделью, моделью А. Главное достоинство модели Т в том, что она основывается на естественнонаучной базе физиологии высшей нервной деятельности, на ее фундаментальных понятиях, таких как процессы нервного возбуждения и торможения, возбудительные и тормозные пороги, сила-слабость и уравновешенность-неуравновешенность нервной системы по процессам возбуждения-торможения. Опираясь на мощную психофизиологическую школу Теплова-Небылицина, которая впервые разделила пороги нервной системы на общие и парциальные, Таланов весьма удачно, на мой взгляд, экстраполировал парциальные пороги отдельных анализаторов на юнговские психические функции. Это и позволило ему создать свою модель Т, которая обладает значительными преимуществами перед абстрактной моделью А. Модель Т более убедительно объясняет некоторые особенности поведения представителей ТИМов и особенности интертипных отношений, позволяет более точно их прогнозировать. Модель Т, в частности, позволяет развести понятия «экстравертность-интровертность» и «экстратимность-интротимность», которые модель А никак четко не разграничивала и создавала путаницу.
Модель Т развенчивает некоторые господствующие до сих пор в соционике мифы, основной из которых – концептуальный миф о черных и белых функциях разноаспектных по своему содержанию. На самом деле модель Т возвращает нас к исходным четырем юнговским функциям и соответственно к четырем – не более и не менее – категориальным информационным аспектам реальности, которые и составляют содержание информационного метаболизма. Вся остальная соционическая информация, которая искусственно кодировалась цветом функций, теперь – в модели Т – естественно репрезентирована параметрами порогов психических функций.
Проведя огромную экспериментальную и аналитическую работу с привлечением широких знаний из нейропсихологии и психофизиологии (В. Л. Таланов, прежде всего, психофизиолог), Таланову удалось, на мой взгляд, дать глубокое физиологическое обоснование юнговским дихотомиям и убедительное объяснение четырем признакам Рейнина. Именно благодаря его работам эти четыре признака Рейнина можно с полным правом отнести к соционическим признакам второго порядка (в отношении же остальных признаков Рейнина в соционике пока не найдено достаточно ясного и однозначного толкования).
Модель Т, построенная в русле соционической парадигмы, по моему мнению, позволила сделать в соционике, которая претендует на научность, значительный шаг вперед: от умозрительных конструкций – к эксперименту, от абстракции – к естественнонаучной основе.
Данный курс лекций рассчитан как на тех, кто знаком с соционикой весьма поверхностно и желал бы углубить свои познания, так и на тех, кто, серьезно знакомясь с классической соционикой, наряду с множеством ответов, нашел в ней и немало неразрешенных вопросов.
Первая часть лекций посвящена основам классической соционики. Она написана на основе трудов А. Аугустинавичуте, с привлечением работ известных социоников: Медведева Н. Н., Гуленко В. В., Ермака В. Д., Бесковой Л. А. и Удаловой Е. А., Ципина П. Е. Юнговские дихотомии частично освещаются под углом новых знаний, привнесенных Талановым в соционику из нейропсихологии и когнитивной психологии.
Вторая часть лекций написана с привлечением последних работ В. Л. Таланова. Она посвящена описанию модели Т, обоснованию с ее помощью существование подтипов, впервые четко выделенных В. Гуленко, интерпретации посредством данной физиологической модели четырех признаков Рейнина и интертипных отношений.
Эти лекции не претендуют на оригинальность, они – попытка обобщить те достижения соционики, те наработки в области современной дифференциальной психологии, которые подтверждены опытом и экспериментальными исследованиями. Лекции содержат лишь принципиальные положения. Автор воздерживался от неоднозначных и сомнительных трактовок, в частности, от длинных портретных описаний соционических типов. Составление подобных – по большей части субъективно-пространных – описаний в типоведении автор считает методологической ошибкой. Основной принцип, которому следовал автор при составлении лекций – non multum, sed multa (лат. – не много, но многое). Наполнить теоретические обобщения конкретным жизненным содержанием автор предоставляет возможность Вам, дорогой читатель. |