Мотивационная пирамида А. Маслоу, информационно-метаболическая модель и понятие самотрансценденции у В. Франкла.

В статье проводится параллель между мотивационной концепцией А. Маслоу и информационно-метаболической моделью психики человека. Выдвигается предположение о тесной связи базисных свойств личности с бытийными ценностями (Б-ценностями), выделенными Маслоу; на основании этого разводятся понятия «Б-ценности» и «личностные ценности». Предлагаются Б-ценностные характеристики типов информационного метаболизма (ТИМов). Ключевые слова: гуманистическая психология, мотивация, базовые потребности, иерархия потребностей, мотивационный уровень, мотивационная пирамида, базисные свойства личности, соционическая модель, тип информационного метаболизма (ТИМ, социотип), психическая функция (ПФ), информационный аспект, бытийные ценности (Б-ценности), метапотребности, личностные ценности, личностный смысл, самотрансценденция.

Гуманистическая психология, родоначальником которой по праву считается Абрахам Маслоу, возникла, с одной стороны, как альтернатива психоанализу, сводящему детерминанты человеческого поведения к внутренним инстинктам, а с другой стороны, как оппозиция бихевиоризму, который вынес эти детерминанты вовне, приравняв их к факторам обучения. Маслоу предположил, что полная теория поведения должна включать его внутренние детерминанты так же, как и внешние, исходящие от среды. Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. А. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей, которые имеют инстинктивную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут оставаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пять групп или уровней базовых потребностей {3}: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сон, сенсорное разнообразие, сексуальное влечение и др.); 2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, стабильность, порядок и др.); 3) потребности в контактах, принадлежности, любви (дом, близкие, свои, коллектив); 4) потребности в признании, оценке, уважении и самоуважении (ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, уважения окружающих, чувство уверенности, независимости, славы); 5) потребность в самоактуализации (человек обязан быть тем, кем он может быть, человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе). Эти группы потребностей образуют иерархию. Низшие потребности, начиная с физиологических, являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т.д. Общий принцип заключается в том, что потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Иерархическая модель системы базовых потребностей позволяет объяснить, почему самоактуализация, выражающая сущность человека, далеко не всегда выступает как реальный мотив. Особенно важным периодом для удовлетворения потребностей первых трех уровней является детство, а для удовлетворения потребностей в оценке и самоуважении – юность и молодость. Если потребности первых трех уровней в детстве не удовлетворяются или удовлетворяются лишь частично – или ребенок систематически недоедает, или не получает должной защиты, или ограничен в контактах, или недополучает любви, заботы, или не идентифицирует себя с кругом сверстников, а чувствует себя в нем отверженным, – иными словами, оказываются фрустрированными, то впоследствии активность взрослого человека на протяжении всей жизни направляется на удовлетворение именно этих потребностей. Это же касается и потребности 4-го уровня – потребности в оценке и самоуважении, которая является более актуальной для юности и молодости. Это одна из основных причин, которой Маслоу объясняет, почему самоактуализация, выражающая самою сущность человека, далеко не всегда выступает как реальный мотив. Маслоу, однако, признает возможность детерминации поведения высшими потребностями при неудовлетворенности низших, но такие случаи являются скорее исключением, чем правилом. У абсолютно же здорового человека ни сексуальная потребность, ни потребность в пище, или в безопасности, или в любви и признании, или в оценке и самоуважении не являются фрустрированными. Их место у такого человека полностью занимает стремление к самоактуализации, определяемой как «непрерывная самоактуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности»{3}. Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у многих она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого… Создается впечатление, – пишет Маслоу о сущности феномена самоактуализации, – как будто у человека есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они сходятся в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, кем он может стать»{3}.

Фундаментальное положение теории А. Маслоу, таким образом, гласит, что мотивация людей исходит из ряда базовых потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически неизменных и генетических или инстинктивных по происхождению. Потребности, согласно Маслоу, носят не чисто физиологический, но также и психологический характер. Они образуют подлинную внутреннюю природу каждого представителя вида «человек», но они легко искажаются и подавляются неправильным воспитанием, привычками или традициями. Это, указывает Маслоу, «внутренние аспекты человеческой природы, которые культура только подавляет, но не может убить»{2}. Например, подавление социумом сексуальной потребности – на чем, собственно, и «выезжает» психоанализ – приводит к тому, что чрезмерная сосредоточенность человека на фрустрированной потребности препятствует его личностному росту и самоактуализации.

Теперь обратимся к юнговским дихотомиям. По представлению К.Г. Юнга они являются теми базисными свойствами личности, которые так же, как и базовые потребности, заложены генетически и потенциально представлены в человеке как виде {5}. Определенное сочетание этих базисных свойств дает нам тот или иной соционический тип или тип информационного метаболизма (ТИМ). Соционическая модель отображает структуру ТИМа. Поскольку и базовые потребности и базисные свойства личности (следовательно, и ТИМ) составляют сущностные психологические характеристики вида «человек», очевидно, что они тесным образом связаны друг с другом. Ввиду того, что в основе удовлетворения физиологических потребностей человека и животных лежит в принципе один и тот же психофизиологический механизм – механизм безусловных и условных рефлексов, – он не является специфическим для человека, как и не являются для него специфическими сами витальные потребности. Зато базовые потребности 2-го и последующих уровней уже являются для человека специфическими, собственно психологическими потребностями. Это вовсе не означает, что животное не нуждается в защите или в контактах (помимо сексуальных) с себе подобными, а некоторые даже в ощущении собственного могущества (особенно, если речь идет о стадных животных). Но животное не осознает, как человек, эту нужду, эта нужда у него может проявляться лишь на уровне инстинкта.

Если мы возьмем соционическую модель А в ее ментальном виде (а именно в таком виде она корреспондирует с другой новой соционической моделью Т*, весьма перспективной в качестве преемственной альтернативы модели А), то обнаружим явное соответствие между предназначением психических функций (ПФ) или блоков (образуемых в результате тесной активности пары функций) и базовыми потребностями того или иного уровня. Так, потребность в психологической защите, очевидно, будет определяться информационным аспектом мобилизационной функции. Именно по аспекту этой функции индивидуум особо нуждается в защите и помощи со стороны того, кто бы своими умелыми действиями сумел оградить эту функцию, избавить ее от чрезмерного адаптационного напряжения. Например, если мобилизационная функция ребенка – этическая, то он нуждается в адекватной защите со стороны родителя, который смог бы оградить такого ребенка от эмоциональных «наездов» сверстников, касается ли это выплеска негативных эмоций или выражения негативного отношения к ребенку. Однако это не значит, что этические дети не нуждаются до поры до времени в такой защите, но они довольно быстро научаются давать должный отпор, не невротизируясь на такого рода сюжетах. Фрустрация в детстве потребности в защите в соционическом смысле означает, что ребенок не получает должной защиты или помощи именно по аспекту мобилизационной ПФ. В дальнейшем такого рода ситуации являются для индивидуума стрессовыми, вызывая автоматическую активацию комплексогенной и неврозогенной мобилизационной функции. Если же индивидуум в детстве по аспекту своей мобилизационной функции чаще всего получал помощь или защиту, то при повторении подобных проблемных ситуаций уже в зрелом возрасте гораздо больше вероятность того, что у индивидуума активируются сильные функции интеллектуального блока, предназначенного именно для ТИМноспецифического решения различного рода проблем.

Характер потребности в принадлежности, контактах и любви (здесь любовь понимается как забота, внимание, опека) будет определяться аспектом контактной функции, ибо эта функция создана для принятия определенного рода опеки. По суггестивному каналу (по модели Т это канал между психическими функциями F1 и F3 коммуникантов) благодаря резонансной настройке F3 на F1 эффективно осуществляется внушение, т.е. информация со стороны F1 транслятора некритично, с благодарностью принимается F3 реципиента. Заботясь и опекая ребенка, мы утверждаемем его самоценность для нас. Под соционическим углом зрения забота опять-таки не означает, что, скажем, сенсорные дети не нуждаются в сенсорной заботе, но они гораздо быстрее и успешнее научаются сами о себе позаботиться в обыденном (сенсорном) смысле этого слова. Поэтому для таких детей акцент опеки должен быть смещен в интуитивную сферу (например, игры на развитие воображения или совместное чтение и разбор сказок). Если индивидуум в детстве не получал должной любви и опеки главным образом по аспекту своей контактной ПФ, то став взрослым, он будет постоянно озабочен поисками любви и контактов, но чаще всего не будет удовлетворен, поскольку у него не сформированы внутренние критерии поиска ближнего окружения, комплиментарного его психической природе. Вот почему немаловажно, чтобы в ближнем окружении ребенка были его дуалы или хотя бы полудуалы. Идеальный вариант, если один из родителей ребенка – его дуал.

Начиная с юношеского и даже подросткового возраста наиболее актуальна потребность в признании, оценке и самоуважении. Уже у подростка начинает формироваться устойчивая самооценка. Кризис подросткового возраста, в сущности, сводится к противоречию между «знаю» (имею представление о чем-то, о своих возможностях, способностях) и «могу» (своими реальными возможностями). Постепенно подросток, а затем и юноша (девушка) путем проб и ошибок, путем «набивания себе шишек» получает более менее адекватное представление о том, что он может, а чего не может. В самом лучшем случае у него складывается достаточно адекватная самооценка, которая, пожалуй, является стержнем зрелой и здоровой личности. Но зачастую юноша (девушка) не получает адекватного представления о себе. Часто встречающаяся заниженная самооценка является как раз результатом фрустрации потребности в оценке и самоуважении. Смею предположить, что адекватное представление о своих слабых и сильных ПФ, специфике их работы и проявления, т.е. эдакий соционический ликбез может послужить немаловажным фактором культуры для формирования у молодых людей адекватной самооценки. Итак, сильные ПФ – программная и творческая, – по которым мы можем выявить истинные достоинства индивидуума, его достижения, заслуги, и есть та внутренняя психическая основа для удовлетворения потребности в оценке, признании, самоуважении. Фрустрация этой потребности в молодом возрасте (когда она особенно актуальна) может привести в дальнейшем к буквально патологической зацикленности на ней: в этом случае человек большую часть своей жизни пытается доказать себе и другим, что в чем-то он не хуже или даже гораздо лучше кого-то, превращая этот не совсем здоровый для его солидного возраста мотив в самоцель. Полагаю, что такие демонические фигуры в истории как А. Гитлер или И. Сталин страдали – помимо прочих – именно этой болезнью: фрустрацией потребности в оценке, признании и самоуважении.

Наконец, потребность в самоактуализации может фрагментарно проявляться и в молодом возрасте, но ее актуальность значительно возрастает уже в зрелости. По этому поводу К.Г. Юнг красноречиво писал: «Первая половина жизни – это накопление знаний, навыков, человеческих контактов, материального благополучия, – одним словом, удовлетворение насущных базовых потребностей. – Зато во второй половине жизни наступает время, когда может развиться собственное внутреннее неповторимое «Я». Если этого не происходит, если человек, как и в молодости, патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать, он рано или поздно непременно заболевает. Ибо правила послеполуденной жизни кардинально отличаются от правил жизни утренней» {6}. Очевидно, что потребность в самоактуализации характеризует такое состояние программной и творческой функций, что их информационный багаж оказывается настолько состоятельным, что может обогатить тот социум – или, по крайней мере, ближний круг, – в котором существует индивидуум, а, возможно, и все Человечество. В одном из своих определений Маслоу делает акцент на том, что самоактуализация как развитие, рост личности связана с переходом от невротических или инфантильных, «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным, неизбежным, сущностным проблемам человека {3}. Самоактуализация, таким образом, выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия, что связанно с коренными изменениями, происходящими в его личности.

Маслоу приходит к необходимости различать обычную мотивацию людей, не достигших самоактуализации, т.е. существующих на уровне базовых потребностей, и мотивацию людей, живущих «по ту сторону» самоактуализации, на уровне Бытия. Для ее характеристики он вводит понятия «метапотребности» и «метамотивация» {2}. Человек, живущий на уровне Бытия, всегда имеет какое-то призвание, миссию и труд по ее осуществлению является достаточным мотивом и вознаграждением сам по себе. Такие люди прочно идентифицируют себя со своим призванием и описывают его в терминах высших ценностей: раскрытия истины, совершенства, утверждения справедливости и т.п. Маслоу выделяет 14 таких бытийных ценностей (Б-ценностей) {2}: 1) истина (стремление проникнуть в сущность явлений и объектов); 2) добро (сенсорная забота и опека); 3) красота (стремление к установленным пропорциям форм и пространств); 4) целостность (стремление к последовательности и непротиворечивости); 4а) единство противоположностей (стремление соединить противоречивые положения, примирить противоположные тенденции); 5) жизненность (стремление к активности, непрерывному движению); 6) уникальность (стремление быть единственным и незаменимым); 7) совершенство (образцовость – стремление свои действия и результат труда привести к некоторому образцу); 7а) необходимость (стремление к некому императивному идеалу); 8) завершенность (имеется в виду процесс, связанный с теми или иными действиями); 9) справедливость (честность, беспристрастность); 9а) порядок (стремление к структурированию окружающего пространства); 10) простота (стремление к логической однозначности); 11) богатство (стремление к разнообразию жизненных или сенсорных проявлений); 12) легкость (непринужденность, непосредственность); 13) игра (стремление строить гибкие взаимоотношения с окружающими); 14) самодостаточность (независимость от других, автономность, самостоятельность).

Эти ценности, по мнению Маслоу, входят в само определение человеческой сущности. Для самоактуализирующихся людей они выступают не только как объективные ценности Бытия, но и как их личное достояние, часть их личности. Если перейти на язык системной соционики, можно сказать, что каждому ТИМу как некой природной информационной системе присуща системная цель. Эта цель сводится к генеральной установке ТИМа или, по определению В.Д. Ермака, идеологии интеллектуального блока {1}. Поэтому субъективно оцениваемая, осознаваемая самоактуализирующейся личностью ее миссия, призвание, с одной стороны, будет детерминирована этой системной целью ТИМа, а с другой стороны, – теми уникальными ценностями личности, которые сформировались в результате неповторимого жизненного опыта, т.е. в результате влияния массы прижизненных факторов. Реализуя свои Б-ценности, человек осуществляет свое предназначение, свою миссию или призвание. Реализуя свои личностные ценности, человек осуществляет свой уникальный личностный смысл. И в том и в другом случае мы имеем дело с феноменом «самотрансценденции» – направленностью интенций (стремлений) человека в конечном итоге не на себя, а на кого-то или что-то. Этот кто-то может быть другой человек, а что-то – личностный смысл или миссия, призвание. Данный термин ввел другой представитель гуманистической психологии Виктор Франкл. Вот что писал он по поводу самотрансценденции: «Мы встречаемся здесь с феноменом фундаментальным для понимания человека: с самотрансценденцией человеческого существования! За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания» {4}.

На мой взгляд, выделенные Маслоу Б-ценности соответствуют совокупности базисных свойств личности. Отдельная Б-ценность задается одним или двумя базисными свойствами. Некоторые ценности определяются особенностями структуры ТИМа. Ниже приводится соответствие между каждой Б-ценностью и юнговскими дихотомиями.

  • Истина = логика + интуиция
  • Добро=этика + сенсорика
  • Красота=рациональность+сенсорика
  • Целостность=рациональность+логика
  • Единство противополодностей-иррациональность
  • Жизненность-экстраверсия
  • Уникальность=экстраверсия+интуиция
  • Необходимость=рациональность+интуиция
  • Завершенность=рациональность+сенсорика
  • Справедливость-рациональность
  • Простота=рациональность+сенсорика
  • Богатство жизненных проявлений=иррациональность+сенсорика
  • Легкость-иррациональность
  • Игра=иррациональность+этика
  • Самодостаточность=интроверсия+интуиция
  • Совершенство – ценность для тех ТИМов, у которых «рабочая логика» (или уравновешенная низкосигнальная логика по модели Т) является творческой (или манипулятивной) функцией, т.е. для ИЛИ и СЛИ.
  • Порядок – ценность для сенсорных логиков второй квадры, т.е. для СЛЭ и ЛСИ

Любой ТИМ с присущими ему базисными свойствами мы можем описать посредством Б-ценностей. Кроме того, каждый ТИМ обладает специфической Б-ценностью, и эта ценность совпадает с генеральной установкой ТИМа. Но в отличие от базисных свойств, с которыми человек слит, которые он, как правило, не осознает, самоактуализирующийся человек так или иначе осознает свои Б-ценности, он уверен в необходимости их реализации. Представим Б-ценностные характеристики со специфической ТИМной ценностью каждого из 16 ТИМов, сопроводив их для наглядности характерными высказываниями, в некоторых случаях обретающих полушутливый смысл.

ИЛЭ (IL)

Истина, единство противоположностей, жизненность, уникальность, легкость.
ТИМная ценность: понятийное осмысление реальности посредством нахождения и создания нового структурированного знания. («Чтобы построить нечто существенно новое, нужно отбросить груз старого».)

СЭИ (SE)

Добро, единство противоположностей, богатство жизненных проявлений, легкость, игра.
ТИМная ценность: сенсорно-эмоциональный комфорт в ближнем окружении в условиях примирения и соглашения сторон; иными словами, состояние семейного или корпоративного счастья. («Согласие – есть продукт полного непротивления сторон».)

ЭСЭ (ES)

Добро, красота, завершенность, простота, жизненность, справедливость.
ТИМная ценность: предельно позитивное настроение в социуме, связанное с удовлетворением базовых потребностей. («Добиться кайфа – вот работа! Достигнуть кайфа – вот это цель!».)

ЛИИ (LI)

Истина, целостность, справедливость, необходимость (стремление к свободе как к осознанной необходимости), самодостаточность.
ТИМная ценность: знание, которое подвергнуто всестороннему анализу с точки зрения существующих когнитивных норм: понятий, концепций, парадигм. («Анализирую – следовательно, существую».)

ЭИЭ (ET)

Необходимость (устремленность к всеобщим идеалам), жизненность, справедливость, уникальность, игра.
ТИМная ценность: воодушевленное состояние общества, вдохновленного целеустремленностью и энергетически заряженными идеями. («Загоним железной волей и пламенным сердцем Человечество к счастью!»)

ЛСИ (LF)

Целостность, красота, завершенность, простота, порядок, справедливость.
ТИМная ценность: порядок на своей или вверенной ему территории; достижение полной ясности путем применения усвоенных схем и классификаций в ограниченном круге объектов и явлений. («Там, где балом правит мое «Я», все должно быть по строго установленным правилам; любое отступление от правил – шаг к неразберихе и хаосу».)

СЛЭ (FL)

Единство противоположностей, жизненность, богатство жизненных проявлений, порядок, легкость.
ТИМная ценность: экспансия в широком смысле этого слова – территориальная, культурная, интеллектуальная; экспансия как способ сделать жизнь общества более упорядоченной, организованной, целесообразной. («Я завоевываю мир, чтобы установить в нем лучший всеобщий порядок».)

ИЭИ (TE)

Единство противоположностей, самодостаточность, легкость, игра.
ТИМная ценность: внутреннее состояние эмоционального равновесия и умосозерцания в ближнем окружении. («Все проблемы уйдут и дела разрешатся сами собой, когда ты нирваны достигнешь, друг мой».)

СЭЭ (FR)

Добро, единство противоположностей, жизненность, богатство жизненных проявлений, легкость, игра.
ТИМная ценность: патерналистское отношение в ближнем круге, сообществе или обществе в целом, где я оказываю своим подопечным (или домочадцам) всестороннюю заботу и защиту, а они подчиняются моей воле. («Я ваш отец (или мать), который заботится о вас и защищает вас, а вы мои дети, с покорностью и благодарностью принимающие мою заботу».)

ИЛИ (TP)

Истина, единство противоположностей, самодостаточность, легкость, совершенство (технологическое в широком смысле этого слова).
ТИМная ценность: оригинальные технологии в различных видах деятельности – касается ли это технических, информационных технологий, психотехник или, скажем, литературного творчества, например, неповторимый стиль в определенном литературном жанре; критическое отношение к действительности с позиции «как делать нельзя». («Когда я вычислю все «как не надо», я рано или поздно приду к тому, как надо».)

ЛИЭ (PT)

Истина, целостность, необходимость (стремление к предельной целесообразности), жизненность, уникальность, справедливость.
ТИМная ценность: масштабные проекты, требующие сложных алгоритмов и затратных (по времени и энергии) действий, отвечающих критерию прагматической целесообразности. («Время – деньги. И чем больше затрачено времени, тем большая должна быть прибыль».)

ЭСИ (RF)

Добро, красота, завершенность, простота, справедливость.
ТИМная ценность: этические нормы – общечеловеческие, религиозные, деловые, бытовые и пр.; нравственный долг, предполагающий охрану этических норм посредством призывов, деклараций, осуждения, применения санкций к их нарушителям. («Современные общества, в которых предаются забвению нравственные (или религиозные) нормы, превращаются в дикие орды, вооруженные компьютером и атомной бомбой».)

ЛСЭ (PS)

Целостность, красота, завершенность, простота, справедливость, жизненность.
ТИМная ценность: масштабные рабочие процессы в различных областях деятельности – производственной торговой, просвещенческой, научной, культурной; рациональное использование имеющихся ресурсов – материальных, кадровых, интеллектуальных. («Мы не сказочники, мы деятели. Мы рождены, чтоб грандиозные, но реальные цели сделать былью».)

ЭИИ (RI)

Необходимость (идеалы гуманизма), справедливость, самодостаточность.
ТИМная ценность: гуманизм: стремление в любом индивидууме – от тирана до падшего бродяги или преступника – найти некую человеческую сущность, отталкиваясь от которой можно изменить этого индивидуума к лучшему, наставить на путь истинный. («…В любом человеке найти хоть на глоток доброты».)

ИЭЭ (IR)

Единство противоположностей, жизненность, уникальность, легкость, игра.
ТИМная ценность: изменение ситуации с опорой на этическую составляющую от негатива к позитиву – от негативного настроения, низких чувств, застоя, регресса к позитивному настроению, высоким чувствам, развитию, совершенствованию.

(«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.»)

СЛИ (SP)

Единство противоположностей, богатство жизненных проявлений, совершенство (физическое в широком смысле этого слова – от совершенства тела до совершенства организации окружающего пространства), легкость.
ТИМная ценность: предельный сенсорный комфорт и рационально организованный труд; семейное или корпоративное благосостояние за счет порой самоотверженного труда. («Терпенье и труд к счастью ведут».)

Данные ценностные характеристики ТИМов позволяют нам достаточно легко определить ТИМ самоактуализирующейся личности, когда она существует на уровне Бытия. На 4-ом мотивационном уровне (уровне удовлетворения потребностей в признании, оценке и самоуважении) мы можем также без особых трудностей идентифицировать ТИМ личности, выявив ее Б-ценности, при условии, что потребности этого уровня и низлежащих уровней не фрустрированы и у личности к тому моменту сформировалась достаточно адекватная самооценка, которая способствует личностному росту и достижению уровня метамотивации. В противном случае – при фрустрации потребностей в признании, оценке, самоуважении, равно как и потребностей 3-го или 2-го уровня – у человека чаще активируются слабые функции блока СУПЕРЭГО, который предназначен для социально-психологической адаптации индивидуума. Поэтому во всех социально значимых ситуациях, например, в ситуации экзамена, которые хоть как-то препятствуют удовлетворению этих потребностей или содержат угрозу для их беспрепятственного удовлетворения, мы имеем дело с феноменом маскировки {1}. Этот феномен выражается в стремлении индивидуума выдавать свои слабые ПФ за сильные, дабы чувствовать себя защищенным, принятым и всесторонне позитивно оцененным. Поскольку чаще всего мы имеем дело с индивидуумами, у которых фрустрированы те или иные базовые потребности, маскировка обычно так или иначе присутствует при проведении процедуры соционического интервью и ее всегда необходимо учитывать. Единственный способ нивелировать это явление – прямое наблюдение за поведением человека, так сказать, в естественных условиях, при отсутствии напряженной обстановки экзамена.

Представим в виде таблицы мотивационную пирамиду А. Маслоу в сокращенном виде и соответствие ее уровням тех психофизиологических механизмов или психических функций, которые в силу своих свойств предназначены для удовлетворения потребностей соответствующего уровня, и которые своими информационными аспектами придают этим потребностям ТИМную специфику.

Метапотребности или потребности роста. 5) Самоактуализация, представленная
Б-ценностями.
Определяется базисными свойствами личности и генеральной установкой ТИМа. F1 и F2 направлены на Б-ценности:
F1–F2 >> Б-ценности.
Базовые потребности (дефицитарные потребности). 4) Потребности в признании, оценке, самоуважении.Определяются взаимодействием F1 и F2, направленных на самого индивидуума:
F1–F2 >> «Я».
3) Потребности в принадлежности, контактах, любви.Определяющую роль играет контактная функция F3 с ее резонансной настройкой на F1 транслятора информации.
2) Потребности в безо- пасности (защита, опека). Определяющую роль в удовлетворении данных потребностей играет мобилизационная функция F4: необходимость получения помощи по тому или иному информационному аспекту.
1) Физиологические потребности. Удовлетворяются безусловно и условнореф- лекторными механизмами, неспецифическими для человека как вида.

В отличие от природных, присущих человеку как виду, Б-ценностей, личностные ценности – это ценности, которые обретаются человеком в течение жизни и определяются в конечном итоге его уникальным жизненным опытом: влиянием ближнего окружения, в котором он воспитывается, или культурной среды, в которую погружен, значимыми событиями в его жизни или воздействием подчас случайных, но мощных информационных потоков, с которыми он сталкивается и т.д. и т.п. Это те уникальные для данного индивидуума ценности, которые позволяют ему осуществить свой личностный смысл, самотрансцендироваться, направляя свои интенции на другого человека или на трансцендентные (объективные общечеловеческие) ценности по Франклу. Личностные ценности, с одной стороны, относительно независимы от Б-ценностей или от психической природы человека, так как придают уникальность каждой личности в противоположность типности. С другой стороны, характер проявления ценностей конкретной личности определяется ее психической природой, т.е. ТИМом. Например, ТИМ Владимира Семеновича Высоцкого принадлежит к соционическому клубу УПРАВЛЕНЦЕВ (здесь соционики обычно приходят к двум версиям о ТИМе Высоцкого – СЛИ или ЛСИ; я же склоняюсь к версии о ЛСИ). Безусловными ценностями для Высоцкого были сценическое перевоплощение и поэтическая выразительность. Именно они определили его судьбу артиста и поэта, а вовсе не клубная ориентация его ТИМа. Тем не менее, в его актерском и поэтическом творчестве мы можем обнаружить реализацию именно тех Б-ценностей, которые характеризуют его ТИМ – целостность, завершенность, простота или логическая однозначность, справедливость, – а также проявление таких ТИМных черт, как сенсорная защищенность, целеустремленность, упорство. Вообще профессия или род деятельности есть лишь сфера для осуществления возможностей ТИМа. В этом смысле она может быть более благоприятной или менее благоприятной для реализации потенций (и не только ТИМных) индивидуума, а может быть предельно широкой, в которой возможна максимальная реализация представителей всех ТИМов, например, то же актерское ремесло: нет артистов с неподходящими для этого вида деятельности ТИМами, есть лишь неподходящие роли, несоответствующие ТИМу актера.

Подводя итог, мы можем заключить, что социотип – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Можно сказать, что дефицитарные потребности – это причины, которые толкают (они всегда находятся в самом индивидууме), личностные ценности – это причины, которые привлекают (сначала они находятся вне индивидуума, а затем интериоризуются, представляя уже субъективную реальность индивидуума), наконец, Б-ценности – это причины, которые одновременно и толкают и привлекают (они изначально потенциально присущи и индивидууму и социуму).

Самореализованных людей по прикидкам Маслоу – не более одного процента населения. Частично самореализованных, возможно, еще процентов пять. А что же делать остальным 94%? Искать, осознать и осуществить свой уникальный личностный смысл, чтобы сделать свою жизнь поистине осмысленной, советует другой представитель гуманистической психологии В. Франкл. А если вы не найдете его и не самотрансцендируетесь, то кризис личностного смысла неизбежен. Осуществление смысла является для человека императивом по причине ограниченности, конечности его жизни, невозможности отложить что-то важное на потом, неповторимости тех возможностей, которые предоставляет человеку каждая конкретная ситуация. Таким образом, если самоактуализация есть исполнение высшего предназначения своей психической природы и самоактуализирующаяся личность абсолютно уверена в этом предназначении, то личностный смысл есть продукт исключительно произвольного выбора, который может впоследствии измениться, при этом человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Если же вы стремитесь к самоактуализации – хотя бы частичной, – то познать свою психическую природу (свой ТИМ) вам необходимо, чтобы знать, кем вы можете стать. Потому, что двигаться в направлении «кем вы стать не можете», с точки зрения психического здоровья, путь тупиковый.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермак В. Д. Как научиться понимать людей. Соционика – новый метод познания человека. М.: «Астрель», 2002
  2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: «Смысл», 1999.
  3. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук» – К.: «Ваклер», 1997.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990.
  5. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: «Ювента»; М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  6. Карл Густав Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. К.: «AirLand», 1994.

*Психофизиологическая модель Т популярно изложена в книге, презентации которой посвящен этот сайт.

Hosted by uCoz